Основные вехи истории

Территория сельского поселения Семёновское Ступинского муниципального района была заселена еще в глубокой древности. Свидетельством этого являются археологические памятники разных эпох. Наиболее ранний из известных в настоящее время археологических памятников датируется мезолитом (средний каменный век, послеледниковое время — 10-5 тысяч лет до новой эры). Это стоянка, находящаяся у деревни Грызлово («Грызловская стоянка»).  С появлением в конце III — начале II тысячелетия до новой эры в Волго-Окском междуречье пришлых скотоводческо-земледельческих племен («племена шнуровой керамики и боевых топоров»), знакомых с выплавкой меди, определяется наступление эпохи бронзы. На территории сельского поселения Семёновское в настоящее время известен памятник этого периода — поселение, расположенное на месте поселения эпохи мезолита-неолита на северо-востоке от деревни Игумново Серпуховского муниципального района. Памятник расположен на правом берегу р. Лопасня у крайней   юго-западной точки границы сельского поселения Семёновское.

В начале 1-го тысячелетия до новой эры в лесной зоне Восточной Европы начинается эпоха раннего железа. Вся территория современной Московской области в ранний железный век (р.ж.в.) и в раннем средневековье была занята племенами дьяковской археологической культуры, время существования которой относится к периоду VIII-VII века до новой эры — V-VI века новой эры. На территории сельского поселения Семёновское известен  памятник эпохи раннего железного века – городище, расположенное у населенного пункта Грызлово («Грызлово-1»), Частично напластования эпохи р.ж.в. перекрывают более ранние напластования эпохи неолита – бронзового века.

Кроме того, в настоящее время известно одно городище дьяковской археологической культуры – «Грызлово-2». Наличие вблизи от него поселений сельского типа (то есть, неукрепленных поселений) свидетельствует о развитой поселенческой структуре, сложившейся в долине реки Лопасня в I тысячелетии до новой эры.  Городище расположено в бассейне реки Лопасни и представляет собой укрепленное поселение, возникшее в период активного освоения удаленных от основных водных магистралей территорий Подмосковья.

К периоду между дьяковским населением этого края и первой волной славянской колонизации, пришедшейся на VI-VIII века новой эры, относятся 8 известных в настоящее время памятников археологии, частично занимающих освоенные в более раннее время участки у населенных пунктов Грызлово, Хатунь. Скорее всего, именно от этого периода в нашем языке сохранились, трансформируясь, древние названия рек и основных водотоков рассматриваемого региона. Считается, что сложившееся в этот период одно из угро-финских племен – меря, голядь — наследует в VII веке распадающуюся дьяковскую культуру.

К древнерусской эпохе на территории сельского поселения относятся два городища – Грызлово, Хатунь,  селища у д. Протасово и на юго-востоке с. Талеж  Серпуховского района на левом берегу р. Лопасня у северо-западной границы сельского поселения Семёновское.

Уже как оборонный форпос­т Рязанского княжества в XII веке на р. Лопасня, на месте славянского городища третьей четверти I тысячелетия, был построен город Хатунь (Хотунь). Вал, насыпанный со стороны поля, оборонял подход к крепости. Со стороны реки защищать древний город помогала сама природа: высокий, крутой берег р. Лопасни представлял серьезное препятствие на пути врага. Само городище было относительно небольшим, но к нему с северной стороны, скорее всего, примыкал посад, увеличивавший площадь города почти в два раза. Возможно, посад был только местом проживания, и в случае опасности жители укрывались в цитадели. В XIII веке Хатунь являлась окраинным городком-крепостью сильного Рязанского княжества.

В 1237-1238 годах нынешнее Подмосковье, как и многие другие русские земли, подверглось опустошительному нашествию татаро-монголов. После разорения Рязани основная часть войск Батыя направилась в декабре 1237 года на Зарайск и Коломну. После взятия и сожжения этих городов отряды завоевателей, разделившись, устремились от Коломны вверх по рекам Оке и Москве.

В XIV веке освоение новых территорий происходит не на крупных реках, как в более ранние времена, а на их притоках, где не было поселений XI-XIII веков. Сюда  устремлялись переселенцы из земель, которые чаще опустошались татаро-монголами. Система расселения  строится по тому же принципу, что и на других территориях: «кусты» сельских поселений вокруг одного из городских или общинных центров, функциями которых были организация обороны от внешнего врага, производство необходимой ремесленной продукции, и, возможно, некоторые «социальные» функции. Для долины реки Лопасни на территории  сельского поселения Семёновское реконструируются два больших волостных центра — Хатунь и Грызлово, функционировавших с XIII-XIV веков.

В середине XIV века Орда вступила в полосу внутренних смут, которую русский летописец назвал «великой замятней». Огромная держава начала делиться на части, потомки Бату-хана гибли один за другим в дворцовых переворотах, иногда за год на престоле менялось несколько правителей. К тому времени Хатунь уже не имела оборонительного значения и превратилась в княжеское село, одно из самых крупных по тем временам, волостной центр. Позднее село переместилось несколько выше по течению реки. В 1504 году в грамоте великого князя Василия III на месте древнего города Хатунь отмечено «старое городище».

На XV-XVI века приходится период активного освоения территории нынешнего Ступинского района, что было связано, прежде всего, с процессами поместной раздачи земель на южных рубежах Московского государства, формированием корпуса служилой знати и функционированием окской оборонительной линии.

С приходом к власти в 1613 году династии Романовых возрастает раздача земель вместе с крестьянами приближенным к царскому двору вельможам, а с упрочением поместного землевладения Подмосковье становится местом сосредоточения великокняжеских, боярских и дворянских усадеб.

Накануне реформы большая часть земель, вошедших впоследствии в Ступинский район, находилась в Коломенском уезде, меньшая — западная часть – в Московском, а на юге вдоль Оки располагался Туровский стан (сначала волость) Каширского уезда.

На этих землях генеральное межевание было проведено в 1768-1770-е годыВпоследствии послереформенные границы между уездами изменялась в течение XIX века.

В 1853 году Синод официально разрешил строительство часовен, запрещённое в 1702 и в 1712 годах Петром I, издавшим указы об уничтожении всех без исключения часовен в России – как подчиняющихся Синоду, так и раскольничьих.

В 1865 г. Синод предоставил епархиальным архиереям право самим разрешать постройку часовен в селениях и городах, исключая столицу. Следствием стало широкое распространение строительства часовен со 2-й половины XIX века в сельской местности. (В начале XX века были популярны часовни, посвященные 100-летию Отечественной войны 1812 года). На территории сельского поселения Семёновское в деревнях Колычёво,  Прудно, Залуги, Кубасово, Каменищи расположены часовни, датированные концом XIX – началом XX вв., обладающие разнообразием архитектурных форм и декоративных приёмов. В настоящее время на некоторых  часовнях установлены мемориальные доски в честь памяти погибшим во время Великой Отечественной войны.

В 1886 году на территории будущего Ступинского района самым крупным населенным пунктом было село Хатунь (275 дворов, 1863 жителя). Таким образом, древний город Хатунь, став селом, центром волости, превращается в крупнейший торговый и кустарно-промышленный центр территории в границах современного Ступинского района. Здесь жили ткачи, набойщики платков, гончары и даже фарфорщики, которые работали «в отхо­де» и нередко расписывали изго­товленные в Гжели изразцы. В начале XVIII века в Хатуни развиваются местные промыслы. В 1749 году здесь был сооружен винокуренный завод, дававший огромные доходы. Изготовленное вино отсылалось в различные питейные дома Москвы, Серпухова, Каширы. Кожевенное и гончарное ремесла получили развитие в Хатуни еще с конца XVI века, а во второй половине XVIII века здесь был весьма развитый кожевенный промысел по выделке овчины. В 1785 году в Хатуни была построена Воскресенская церковь (переосвящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы). В 1886 году в Хатуни указаны восемь сапожных заведений, четыре фарфорописных заведения, гончарное заведение, бумаготкацкая фабрика, кирпичный завод, а также два постоялых двора, две православных церкви – церковь Воскресения Словущего (ц. Рождества Пресвятой Богородицы), церковь Воскресения Христова деревянная кладбищенская и две часовни.

В XIX в. в населённых пунктах сельского поселения Семёновское строятся церкви в с. Ивановское на месте одноимённой деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи;  в с. Каменищи – церковь Рождества Христова  на месте одноимённой деревянной церкви; в  д. Починки – церковь Архангела Михаила также на месте одноимённой деревянной церкви; в с. Мышенское – церковь Покрова  деревянной церкви. Деревянные церкви строились в XVII веке, а через 200 лет на их месте были построены каменные храмы.

В настоящее время церкви в с. Хатунь, с. Ивановское, д. Починки переданы верующим и являются действующими. В с. Каменищи с 2010 г. ведутся восстановительные работы на церкви Рождества Христова. В с. Мышенское церковь Покрова находиться в удручающем состоянии, никаких работ по консервации объекта не проводится.

На территории сельского поселения в д. Кубасово и д. Старокурово находятся братские могилы советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Добавить комментарий